Шахматы

Реализация  муниципального проекта «Организация спортивных секций для увеличения охвата детей дошкольного возраста игрой в шахматы в дошкольных организациях города Белгорода» 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Значение  и основные аспекты обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы»

Необходимость обучения детей приемам игры в шахматы, начиная с дошкольного возраста, продиктована требованиями времени. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решении задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.

Дошкольный возраст 5-7 лет является сенситивным периодом развития умственных способностей (период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для его развития), появляется необходимость качественной подготовки дошкольников к обучению в школе.

В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций.

- Познавательная. Играя в шахматы, ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать,  узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.

- Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.

- Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физической подготовке.

Методика проведения занятий по обучению детей дошкольного возраста в шахматы включает: рассказ педагога, показ, упражнения, тренировки, приучение детей к игре.

В детском саду предполагается изучение шахматной игры дошкольниками 5 – 7 лет до уровня начинающего шахматиста, то есть освоение правил игры, умения довести партию до логического конца.

Проводится 2 — 3 занятия в неделю продолжительностью 25-30 минут. Наполняемость группы 10 — 12 детей.

Занятия, включающие в себя специально подобранные игры, упражнения, задания, соревнования и самостоятельную деятельность детей.

Цель: обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.

Задачи:

 Обучающие:

  • ознакомить с историей шахмат;
  • обучить правилам игры;
  • дать теоретические знания по шахматной игре.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие познавательные психические процессы;
  • сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику;
    формировать навыки запоминания;
  • вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.

Воспитывающие:

  • бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;
  • прививать навыки самодисциплины;
  • способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.

          Принципы и подходы в работе с дошкольниками:

Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное        созерцание со стороны;

Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

- Принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса

- Принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

- Принцип целостного представления о мире — при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

- Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

- Принцип творчества — процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

В детском саду дети 5-7 лет имеют возможность посещать шахматный кружок «Шахматная азбука». На занятиях воспитанники осваивают азы шахматной игры и уже приняли участие в конкурсе детских рисунков «Шахматное королевство», шахматном турнире «Мозаика» и готовятся к городской шахматной олимпиаде.

 

 

Подготовил Кармышкин Д.А.  г. Белгород  МБДОУ д/с14 «Золотой ключик» 2018 г.

IMG_20180417_154010 IMG_20180417_154116 IMG_20180418_153253 IMG_20180418_153816 IMG_20180514_150510 IMG_20180514_152828 IMG_20180514_153027 IMG_20180514_153145

snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflakeWordpress snowstorm powered by nksnow