Доступная среда

Нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию необходимых условий для получения качественного общего и дополнительного образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015г. №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставлении услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»

— Приказ Департамента образования Белгородской области от 18.08.2016г. №2678 «Об утверждении Положения о правах детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья»
— Приказ управления образования администрации г. Белгорода от 10.10.2016г. №1248 «Об утверждении Плана мероприятий доступности для детей-инвалидов объектов и услуг в образовательных учреждениях»
— Приказ МБДОУ д/с № 14 от 16.07.20223. № 160 «О назначении ответственных сотрудников за организацию работы по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов»
— Политика обеспечения условий доступности для инвалидов и других маломобильных граждан объектов и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи в МБДОУ д/с № 14 «Центр развития ребенка «Золотой ключик»
— Программа инструктажа работников МБДОУ д/с № 14 по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и оказания при этом необходимой помощи
— Должностная инструкция ответственного сотрудника за организацию работы по обеспечению доступности объекта и услуг и инструктаж персонала в учреждении
— Положение об организации доступности объекта и предоставляемых услуг с сопровождением инвалидов на объекте Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 «Центр развития ребенка «Золотой ключик» г. Белгорода
— «ДОРОЖНАЯ КАРТА» по повышению значений показателей доступности для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья объекта и предоставляемым на нем услугам
Создание в образовательной организации условий для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с реализуемой ОП ДО заключается в создании следующих условий:
  1. Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Детский сад – отдельно стоящее, трехэтажное здание, имеющее центральное отопление, воду, канализацию, сантехническое оборудование. В учреждении функционирует 17 групп. В состав каждой групповой ячейки входят:

Групповая ячейка содержит:

— раздевальную (приемную) комнату – для приема детей, переодевания детей и хранения их одежды, просушки верхней одежды;

— групповую комнату – для проведения игр, занятий и приема пищи;

— спальню – для организации дневного сна;

— буфетную комнату – для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды;

— туалетную комнату с отдельными кабинками для девочек и мальчиков, отдельный туалет для сотрудников, умывальную.

Имеются отдельные физкультурный  и 2 музыкальных зала, методический кабинет,  1 кабинета педагога — психолога , 2 кабинета  учителей-логопедов.  Все кабинеты, групповые помещения, залы имеют необходимое оборудование и материалы для проведения практической деятельности с детьми.

  1. Наличие объектов спорта:для занятий спортом в ДОУ созданы все условия, в наличии отдельный физкультурный зал, 1 спортивная площадка, 1 мини — стадион, оборудованная в соответствии с требованиями СанПиН.  Спортивный зал оснащен волейбольными сетками, баскетбольными щитами, гимнастическими скамейками, гимнастическими палками, матами, шведскими стенками, мячами, обручами и другим необходимым оборудованием. В зале осуществляются занятия с детьми с ОВЗНа площадке имеется: беговая дорожка, полоса «препятствий», игровое поле для игр с элементами спорта (футбол, волейбол, баскетбол, городки, бадминтон), игровые прогулочные площадки имеют место для подвижных игр, создана «тропа здоровья».
  1. Средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

Игровые комнаты каждой возрастной группы имеют разнообразные центры: центр экспериментирования, музыкальный центр,  центр изоискусства, центр театрализованной деятельности, центр познавательного развития, центр развития речи (литературный центр),  спортивный центр, центр конструирования, центр ОБЖ и т.д. Созданы условия для фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Предметно-развивающая среда ДОУ служит интересам и потребностям ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, побуждает делать сознательный выбор, выдвигает и реализовывает собственные инициативы, принимает самостоятельные решения, развивает творческие способности, а также формирует личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. Для решения проблемы повышения качества образования, на основании ст. 28, 30 Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ в ДОУ функционирует внутренняя система оценки качества дошкольного образования (ВСОКДО). Данная работа позволяет проектировать, моделировать, систематически преобразовывать РППС, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка. Анализ предметно-пространственной среды в группах показал, что компоненты среды соответствуют реализуемой программе и отражают направленность ДОУ. В каждой возрастной группе воспитанники имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Все элементы предметно-пространственной среды соответствуют требованиям по обеспечению надѐжности и безопасности их использования. Для обеспечения вариативности в группах созданы «уголки уединения». Группы оснащены полифункциональными материалами: ширмами, наборами детской мебели, театрами, что дает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды.

  1. Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В МБДОУ д/с №14 созданы условия доступа на территорию и в здание всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья:

  • Назначен ответственный за встречу и сопровождение на территории и в помещениях ДОУ маломобильных граждан, граждан с ОВЗ и инвалидностью
  • Оборудована кнопка вызова персонала.
  • На входе в здание размещены тактильные таблички.
  • На лестничных маршах произведено окрашивание ступеней лестницы контрастным цветом
  • Разработан паспорт доступности учреждения с учетом всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  • В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
  • В детском саду функционируют 2 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
  • Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, медицинский персонал.
  • Имеются кабинет учителя-логопеда и педагога-психолога, музыкально-спортивный зал, оснащенные специализированным оборудованием для организации коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
  • В ДОУ специалистами службы психолог-педагогического консилиума ведется психолого–педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
  • На официальном сайте ДОУ имеется версия для слабовидящих.
  1. Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

На физическое развитие детей, их устойчивость к заболеваемости большое влияние оказывает выполнение натуральных норм питания, поэтому вопрос организации рационального питания детей на постоянном контроле у руководителя и медицинского персонала.

В МБДОУ д/с №14 работает пищеблок, оснащённый технологическим оборудованием в соответствии с требованиями СанПиН. В штате 3,5 ставки повара;  1,5 ставки кухонного рабочего.

Мероприятия по организации детского питания ведутся в соответствии с требованиями федерального законодательства (ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), санитарных норм (СанПиН «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов», СанПиН 2.3/2.4.3590-20). Ежедневное меню составляется на основании «Основного меню для питания детей в возрасте от 3 до 7 лет, посещающих дошкольное учреждение», разработанного медицинским персоналом МБДОУ.

Ассортимент формируется с учетом норм питания по основным продуктам на одного ребенка в день. В соответствии с этими нормами, в рацион включены продукты, которые ребенок должен получать ежедневно: молоко, мясо, овощи, крупы, сливочное, растительное масло, сахар, хлеб, соки. Такие продукты как рыба, яйца, сыр, сметана, творог, фрукты, кондитерские изделия периодически включаются в меню не менее 2-3 раз в неделю. Дети получают дополнительное питание – второй завтрак в виде соков или фруктов. Состав меню меняется в зависимости от сезона. В летний период увеличивается количество свежих овощей. В весенне-зимний период дети получают поливитамины с микроэлементами. В меню детей включена йодированная соль с целью пополнения рациона микронутриентами.

За организацией питания детей в детском дошкольном учреждении осуществляется регулярный контроль. Постоянно ведутся накопительные ведомости основных продуктов, полученных детьми за месяц.

Бухгалтерский, технологический и диетологический учёт питания в ДОУ осуществляется в программе «1:С- Дошкольное питание 8». Это позволяет:

— В автоматическом режиме, с учетом данных технологических карт приготовления блюд, установленным показателям и критериям качества рациона питания, а также исходя из данных о наличии продуктов питания в кладовой учреждения, формировать меню текущего дня;

— Автоматизировать процесс учета и расхода продуктов питания;

— Осуществлять мониторинг рациона питания по всем показателям пищевой ценности используемых продуктов;

— Планировать поставки продуктов питания в учреждение;

— На основании данных табеля посещения учреждения строить возвратное и дополнительное меню.

В систему включены:

— Справочник типовых технологических карт приготовления блюд. Документ содержит более 200 технологических карт, составленных в соответствии с действующими нормативными документами, регламентирующими процесс организации питания в дошкольных образовательных учреждениях. Технологическая карта содержит информацию об используемых продуктах, способах их предварительной обработки; пищевой и энергетической ценности блюда; технологии приготовления;

— Справочник продуктов питания, используемых при приготовлении блюд. В нем реализован механизм учета сезонных потерь продуктов питания при их переработке;

— Библиотека шаблонов типовых периодических меню питания.

Типовое меню питания может быть детализировано пользователем системы по категориям довольствующихся.

Результатом работы являются: — Меню текущего дня; — Меню-требование; — Дополнительное и возвратное меню; — Накопительные ведомости по приходу и расходу продуктов питания; — Бракеражная ведомость; — Аналитические отчеты о наличии продуктов питания в учреждении, качестве рациона питания; — Оборотные ведомости по расходы (приходу) продуктов.

  1. Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

В дошкольном учреждении созданы необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья детей: спортивная площадка, физкультурный зал и физкультурные мини центры групп оснащены необходимым набором инвентаря для организации двигательной деятельности детей в течение дня. В детском саду используются различные формы организации двигательной активности детей: утренняя гимнастика, непосредственно образовательная деятельность по физической культуре, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультурные минутки, бодрящая гимнастика после сна, спортивные праздники и развлечения, туристические походы, Дни Здоровья.

Осуществляется многоплановая работа по проведению профилактических мероприятий, способствующая снижению заболеваемости детей: комплексное закаливание, дыхательная, пальчиковая гимнастики, гимнастика для глаз, день «Витаминки».

В каждой возрастной группе ведется журнал здоровья с отметками группы здоровья, вида закаливания, особенностей режима каждого ребенка, учёта проведения профилактических мероприятий, что позволяет педагогам четко и правильно осуществлять самоконтроль проведения физкультурно-оздоровительной работы.

Тесное сотрудничество с родителями даёт возможность обучать их методам воспитания здорового ребёнка. Ознакомительная работа родителей со всеми видами оздоровительной работы проходит через открытые мероприятия, информационные стенды, консультации педагога-психолога, инструктора по физической культуре.

В МБДОУ д/с №14 ведется плановая работа по антитеррористической защищенности и пожарной безопасности, которая строится на основании соблюдения требований основных законодательных актов. В детском саду разработаны:

— паспорт безопасности;

— план действий в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций.

Для отработки устойчивых навыков безопасного поведения в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций в ДОУ проводятся тренировочные занятия по эвакуации с детьми и персоналом ДОУ на случай угрозы террористического акта.

Систематически проводится обследование дошкольного учреждения и прилегающей территории на предмет их защищенности, работоспособности охранной сигнализации, обнаружения посторонних предметов.

В МБДОУ д/с №14 установлен противопожарный режим, создана добровольная пожарная дружина, АПС, имеются первичные средства пожаротушения (поверка проходит согласно плану).

Физическая охрана детского учреждения осуществляется частной охранной фирмой в соответствии с заключённым договором.  Установлен домофон, кнопка тревожной сигнализации, автоматическая пожарная сигнализация. В вечернее время территория МБДОУ освещается. То есть, состояние антитеррористической защищенности учреждения соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольному образовательному учреждению. Пропускной режим осуществляется вахтером и сотрудником ЧОП.

  1. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для продуктивной и творческой деятельности детей и сотрудников дошкольное учреждение в достаточном количестве оснащено техническими средствами, в том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. в наличии 10 компьютеров, 5 из них в локальной  сети и  имеют доступ к сети Интернет. Имеется: 6 принтеров, 4 сканера, факс, медиопроектор, телевизор, видеомагнитофон, фотоаппарат. Во всех группах имеются магнитолы. В музыкальном зале — 2 музыкальных центра, медиатека.

В методическом кабинете в достаточном количестве имеются:

  • Плакаты;
  • Наглядно-дидактический материал;
  • Демонстрационный материал;
  • Энциклопедии;
  • Видеодиски с развивающими играми;
  • Серии картин;
  • «Дидактические игры и др.

В МБДОУ д/с №14 в течение последних лет успешно внедряется информационно-аналитическая система «1С Бухгалтерия: Дошкольное питание», которая предназначена для автоматизации процессов, связанных с планированием и организацией питания в дошкольном образовательном учреждении.

  1. Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В МАДОУ активно внедряются информационно-коммуникативные технологии в образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста. В методическом кабинете для организации образовательной деятельности с детьми создана медиатека, которая содержит следующие разделы:

  • мультимедийные презентации;
  •  видеоролики;
  •  обучающие мультфильмы;
  • обучающие программы.

9. Наличие специальных технических средств обучения и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

Представление информации на сайте ДОУ в сети «Интернет» имеет возможности увеличения и просмотра страниц сайта инвалидами по зрению.

В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.

Для организации занятий с детьми,  имеющими ограниченные возможности здоровья,  имеются: оборудованные логопедические кабинеты, кабинеты педагогов –психологов.

Коррекционно–развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья проводится на основе адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Воспитанники с ОВЗ пользуются следующими техническими средствами коллективного и индивидуального пользования: музыкальный центр, мультимедийный проектор, ноутбук, микрофон, фотоаппарат.

Кабинет учителя- логопеда содержит:

— материалы и игры по темам;

— зеркало с лампой дополнительного оснащения;

— комплект зондов для постановки звуков;

— дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания;

— картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков;

— логопедические альбомы для обследования;

— предметные и сюжетные картинки по лексическим темам;

— настольно-печатные дидактические игры;

— алгоритмы, схемы, мнемотаблицы;

— методическая, дидактическая, справочная и художественная литература.

 

  1. Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для реализации задач ФГОС ДО по обеспечению «доступной среды» в МБДОУ д/с №14 функционируют:— 2 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, 13 групп общеразвивающей направленности; Все кабинеты, групповые помещения, залы имеют необходимое оборудование и материалы для проведения практической деятельности с детьми.
1 2
— логопедический пункт;
— Консультационный центр для оказания методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования;
— Официальный сайт МБДОУ д/с № 14 имеет версию для слабовидящих;
— Специальный раздел на официальном сайте ДОО «Доступная среда»В 2019 году был утвержден Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры МБДОУ д/с № 14 Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ)
 Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
На прилегающей к МБДОУ д/с № 14 территории располагается парковка, где могут оставлять машины, в том числе маломобильные группы населения.Вход на территорию ДОО осуществляется через центральную калитку. Около центрального входа имеется тактильная табличка учреждения, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля: название учреждения, адрес, телефон, режим работы), кнопка вызова, тактильная пиктограмма для кнопки вызова персонала (дублирование рельефно-точечным шрифтом Брайля).
3 4
Отдельные входы и выходы из МБДОУ д/с № 14 на игровую площадку оборудованы пандусами для передвижения детей и родителей с ограниченными возможностями.
5 6
На центральном входе оборудован центр безопасности (вахта), куда поступает сигнал от кнопки вызова персонала на центральной калитке, где дежурит с 07.00 – 19.00ч. ежедневно сотрудник прошедший инструктирование, предоставляющий услуги маломобильным группам населения.
7
На центральной лестнице расположена необходимая для ознакомления зрительная информация и информационные указатели. Ступени лестницы оклеены информационными указателями направления движения.Все двери МБДОУ д/с № 14 имеют расширенные дверные проемы и контрастную маркировку на стеклянных дверях.В МБДОУ д/с № 14 лестничные марши имеют контрастную окраску первой и последней ступени лестниц.8 9 10 11МБДОУ д/с № 14 оборудованы тремя лифтами: двумя грузовыми и пассажирским. Пассажирский лифт предназначен для передвижения детей и родителей с ограниченными возможностями здоровья в кабинеты дополнительного образования на всех этажах МБДОУ д/с № 14.Грузовой лифт – для подачи пищи на этажи МБДОУ д/с № 14 с пищеблока и подъемник на пищеблоке – для выполнения норм охраны труда обслуживающего персонала.

12 13

Каждая группа детского сада располагается в отдельном групповом помещении.

Групповая ячейка содержит:

— раздевальную (приемную) комнату – для приема детей, переодевания детей и хранения их одежды, просушки верхней одежды;

— групповую комнату – для проведения игр, занятий и приема пищи;

— спальню – для организации дневного сна;

— буфетную комнату – для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды;

— туалетную комнату с отдельными кабинками для девочек и мальчиков, отдельный туалет для сотрудников, умывальную.

14 15 16

Групповые помещения укомплектованы мебелью, игровым оборудованием в соответствии с возрастными особенностями детей.

Конструкция окон предусматривает возможность организации проветривания помещений, в теплое время года окна защищены противомоскитными сетками во избежание проникновения насекомых.

В МБДОУ № 14 оборудованы два музыкальных зала, предназначенных для развития культурного и духовного потенциала детей, оснащены современными техническими средствами: электронным пианино, мультимедийным проектором с экраном, подсветкой, музыкальным центром со звуковым пультом, микрофонами, детским музыкальным оборудованием и музыкальными инструментами.

В музыкальном зале проходят праздники и развлечения с родителями, где дети в полной мере могут себя ощутить настоящими артистами, данная предметно-развивающая среда позволяет обеспечить самовыражение и творческое развитие личности ребенка с ОВЗ. Для выполнения требований пожарной безопасности музыкальные залы имеют три выхода.

Наличие объектов спорта:  Спортивный зал оснащен волейбольными сетками, баскетбольными щитами, гимнастическими скамейками, гимнастическими палками, матами, шведскими стенками, мячами, обручами и другим необходимым оборудованием. В зале осуществляются занятия с детьми с ОВЗ.

17 18

МБДОУ № 14 оборудована комната эмоциональной разгрузки для детей.

Стены в этом помещении имеют мягкую обивку. В комнате расположен «сухой бассейн», наполненный шариками, боксёрская груша, большие мягкие строительные блоки и другое безопасное оборудование.

 

19 20

 

В бассейне осуществляются занятия по обучению плаванию детей с ОВЗ. В состав бассейна входят: отдельные раздевалки для девочек и мальчиков с душевыми и туалетом, шкафчиками для одежды; сушилками для волос и зал с чашей бассейна. Бассейн оснащен системой ультрафиолетовой очистки воды, осуществляющей эффективное использование энергоресурсов, приточной и вытяжной вентиляцией. При эксплуатации бассейна для детей соблюдаются санитарно-эпидемиологические требования к устройству плавательных бассейнов, их эксплуатации, качеству воды плавательных бассейнов и контролю качества.

21 22 23

 

Кабинет педагога-психолога предназначен для индивидуальной работы с детьми с ОВЗ, проведения коррекции, проведения консультаций с родителями и сотрудниками, снятия психоэмоционального напряжения.

2524

Кабинет учителя-логопеда предназначен для проведения подгрупповой и индивидуальной работы по коррекции тяжелых нарушений речи. Кабинет учителя-логопеда оборудован раковиной для проведения необходимых гигиенических процедур, обработки оборудования. Установлены зеркала со шторой, на стендах вывешивается информация для родителей.

26

 

Медицинский блок представлен процедурным кабинетом, кабинетом медицинской сестры, двумя изоляторами.

282729

Пищеблок состоит из отдельных цехов для приготовления питания для детей, полностью оборудован в соответствии с новыми требованиями и рекомендациями санитарных ном и правил, предусматривающих последовательность технологических процессов, исключающих встречные потоки сырой и готовой продукции. Оснащен пароконвектоматом, электрическими котлами, универсальным кухонным приводом, тестомесильной машиной, электрическими мясорубками, картофелечистками.

snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflakeWordpress snowstorm powered by nksnow