Шахматы
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Значение и основные аспекты обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы»
Необходимость обучения детей приемам игры в шахматы, начиная с дошкольного возраста, продиктована требованиями времени. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решении задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.
Дошкольный возраст 5-7 лет является сенситивным периодом развития умственных способностей (период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для его развития), появляется необходимость качественной подготовки дошкольников к обучению в школе.
В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций.
— Познавательная. Играя в шахматы, ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.
— Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.
— Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физической подготовке.
Методика проведения занятий по обучению детей дошкольного возраста в шахматы включает: рассказ педагога, показ, упражнения, тренировки, приучение детей к игре.
В детском саду предполагается изучение шахматной игры дошкольниками 5 – 7 лет до уровня начинающего шахматиста, то есть освоение правил игры, умения довести партию до логического конца.
Проводится 2 — 3 занятия в неделю продолжительностью 25-30 минут. Наполняемость группы 10 — 12 детей.
Занятия, включающие в себя специально подобранные игры, упражнения, задания, соревнования и самостоятельную деятельность детей.
Цель: обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.
Задачи:
Обучающие:
- ознакомить с историей шахмат;
- обучить правилам игры;
- дать теоретические знания по шахматной игре.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие познавательные психические процессы;
- сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику;
формировать навыки запоминания; - вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.
Воспитывающие:
- бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;
- прививать навыки самодисциплины;
- способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.
Принципы и подходы в работе с дошкольниками:
— Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
— Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
— Принцип психологической комфортности — создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
— Принцип минимакса — обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
— Принцип целостного представления о мире — при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
— Принцип вариативности — у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
— Принцип творчества — процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
В детском саду дети 5-7 лет имеют возможность посещать шахматный кружок «Шахматная азбука». На занятиях воспитанники осваивают азы шахматной игры и уже приняли участие в конкурсе детских рисунков «Шахматное королевство», шахматном турнире «Мозаика» и готовятся к городской шахматной олимпиаде.
Подготовил Кармышкин Д.А. г. Белгород МБДОУ д/с14 «Золотой ключик» 2018 г.
Учимся играть в шахматы
06 июня 2019 г. в рамках реализации проекта «Организация спортивных секций для увеличения охвата детей старшего дошкольного возраста игрой в шахматы в дошкольных организациях г. Белгорода», с целью ознакомления педагогов с игровыми ситуациями, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей старшего дошкольного возраста, сотрудники д/с №14, компетентно организовали и провели тематическое мероприятие для педагогов совместно с родителями.
На высоком уровне прошел «Урок шахматной грамоты». Внимательные, интересующиеся слушатели «учащиеся». В роли «учащихся» выступили педагоги нашего детского сада. Интересный образ педагога создал отец воспитанника нашего д/с Палий А.А., подойдя к делу творчески.
Все участники остались довольны и получили новые знания о шахматах и игре в целом.
Подготовил инструктор по ф/к Кармышкин Д.А.