Консультации по физическому воспитанию детей
«ЗАНЯТИЯ ПО ПЛАВАНИЮ В МБДОУ № 14»
Кармышкин Дмитрий Александрович,
инструктор по физической культуре
МБДОУ д/с № 14 «Золотой ключик»
В нашем МДОУ созданы необходимые условия для разностороннего физического развития детей. Есть оборудованный спортивный зал и бассейн где проводится обучение плаванию. Также в спортивном зале проводится работа с детьми в период восстановления после болезни.
Непосредственная образовательная деятельность в обучении детей плаванию состоит из трех частей: подготовительная, основная и заключительная.
Подготовительная часть проводится в галерее бассейна и включает несколько упражнений общеразвивающего характера для разогревания организма и имитирующих плавательные движения.
Основная часть проводится в воде. Здесь выполняются упражнения на овладение техникой плавания, повторяется пройденный материал и изучается новый. В конце организуются подвижные игры на совершенствование усвоенных движений.
Заключительная часть – произвольное плавание , игры и игровые упр.
Во все части занятия включаю различные игровые упражнения, игровые задания, упражнения с элементами соревнования.
Чтобы обучение плаванию осуществлять последовательно и в системе, мною разработаны перспективные планы по возрастным группам, начиная со второй младшей. Составлены образцы примерных конспектов с распределением учебного материала на 50-52 занятия в год.
Для успешного обучения и проведения игр на воде приобрели необходимый инвентарь, изготовили нестандартное оборудование:
* игрушки, резиновые мячи разных размеров, нарукавники, нудлс, доски из пенопласта, надувные круги, обручи и другое оборудование.
* виды нестандартного оборудования : игрушки тонущие, игрушки для игр на воде, хоккейные шайбы, теннисные мячи, обручи с грузом, воздушные шарики, разделительная дорожка, гимнастические палки и т.д.
Использование этих пособий облегчает разучивание упражнений на воде, делает занятия более эмоциональными, разнообразными и интересными.
С целью ознакомления воспитателей с методикой обучения детей плаванию организовывали семинары ,консультации, беседы, провели практические и открытые занятия по начальному обучению детей плаванию.
График занятий составили с таким учетом, чтобы плавание и физическое занятие не проводились в один день.
На начальном этапе для всех возрастных групп установили определенную продолжительность пребывания детей в воде, каждый раз увеличивая время занятий на 1- 2 мин.
Гигиенический душ перед купанием использовали как средство контрасного закаливания. После сухой разминки дети начинают мыться под струей воды той же температуры, что и в бассейне, а смывают мыло водой, температура которой на 3-5С выше температуры воды в бассейн, а затем такая же или на 3-5С ниже.
Дети по-разному реагируют на занятия плаванием. Одни чувствуют себя уверенно и свободно в воде, другие испытывают боязнь и страх. Таких детей я выделил в отдельную подгруппу и проводил с ними индивидуальную работу: предлагая понаблюдать, как уверенно и смело выполняют другие дети движения на воде, подбадривал их, заинтересовывал различными игровыми приемами, предлагал спуститься в воду вместе или за руку с товарищем.
В связи с тем, что не все дети одинаково усваивали материал, делил их на группы по уровню формирования умений и навыков. Когда они овладели определенными движениями, переводил их в другую группу.
В процессе работы выяснилось:
* малышам было трудно делать сильный продолжительный выдох в воду, что связано с физиологическими особенностями их органов дыхания.
* воспитанники средней группы плохо усваивали погружение в воду с открытыми глазами, лежание в горизонтальное положение.
* старшие дошкольники затруднялись в выполнении упражнений на всплывание и скольжение на груди и спине.
* многие дети подготовительной к школе группе неправильно держали голову при плавании, не всегда согласовывали движения рук и ног с дыханием.
Для устранения этих недостатков Я использовал различные упражнения на суше, на воде, проводил индивидуальную работу, часть движений включал в утреннюю гимнастику, в течении учебного года проводил работу с родителями и педагогами ДОУ.
В работе с родителями решал задачи:
— широкой пропаганды плавания детей дошкольного возраста;
— бережного отношения к своему здоровью;
— развитие личностных качеств ребенка;
— навыков личной и общественной гигиены;
— потребность здорового образа жизни.
К концу курса обучения почти все дети подготовительной к школе группы научились уверенно держаться на воде, проплывать 5-8 м. удобным для себя способом на груди и спине.
В результате проведенной работы дети стали более сильными, ловкими, выносливыми. Снизилась заболеваемость в группах.
Наша ближайшая задача – добиться, чтобы физическая культура вошла в быт семьи, стала потребностью, как взрослых, так и детей.